«Пежо» (Peugeot SA), крупнейшая частная французская автомобильная компания, выпускающая легковые, спортивные и гоночные автомобили, а также специальные автомобили, мотоциклы и велосипеды, двигатели. В 1974 объединяется с Peugeot-Citroen («Пежо-Ситроен») в единый концерн. Штаб-квартира находится в Париже.
Семья промышленников и инженеров Пежо, возводящая свой род к 15 веку, сохраняет свои руководящие позиции в компании и до настоящего времени. Семейная компания «Братья и сыновья Пежо» в второй половине 19 века выпускала, наряду с традиционными для нее скобяными изделиями, велосипеды и детали для экипажей.
В 1889 Леон Серполле построил для компании первый паровой автомобиль, довольно удачный, участвовавший в пробеге паровых автомобилей по маршруту Париж-Лион. Но глава велосипедного предприятия Арман Пежо, друживший с Эмилем Левассором, одним из пионеров автомобилестроения во Франции, познакомился при его помощи с Г. Даймлером и построил свой первый автомобиль с бензиновым двигателем Даймлера в 1891.
Хотя модель не отличалась особой оригинальностью, успех вдохновил Армана на создание в следующем году целой серии, состоящей из 10 разнотипных машин. Одна из машин участвовала в велосипедном пробеге Париж-Брест-Париж в этом же году и привлекла к себе всеобщее внимание. Это доказало начинающему автомобилестроителю, что важной составляющей коммерческого успеха могут стать автомобильные гонки. В 1892 Пежо получает интереснейший заказ - для алжирского бея изготовляет изящный автомобиль с 4-х-цилиндровым двигателем и кузовом из литого серебра (эта уникальная модель является украшением музея фирмы). Машина Пежо участвовала в первых в мире автомобильных гонках - «великом пробеге» Париж-Руан 22 июля 1894 года, придя вторым после парового поезда -«Де ДионБутон». В 1895 году фирма продает 72 автомобиля, а в 1899 - уже 300. Основание автомобильной фирмы, называвшейся «Общество автомобилей Пежо» относится к 1896.
«Пежо» в начале 20 века в русле веяний того времени стремится создать дешевый автомобиль, максимально простой, надежный и приспособленный к городским условиям. Для этих целей в компанию приглашается выдающийся инженер и дизайнер Э. Бугатти. Таким прообразом «народного автомобиля» стала созданная им Bebe Peugeot («Малышка Пежо»).
![Bebe Peugeot](/article/mark/peugeot/files/peugeot_1.jpg)
Но не было забыто и другое направление в деятельности компании - гоночные и рекордные автомобили. Модель Peugeot Goux 1913 года развивает скорость 187 км, абсолютный рекорд тех лет. Компания первой во Франции внедряет в эти годы конвейерную сборку, приобретая права на этот метод у инженера Э. Тейлора. После смерти в 1915 А. Пежо дело его продолжено другими членами семьи. Ориентация на массовые недорогие автомобили «Пежо» продолжается в первые годы после 1-й мировой войны, когда на рынок выходит экономичная «Квадрилетта» (Peugeot Quadrilette). Для покупателей с более высокими запросами и более толстым кошельком производились мощные седаны. Продуманная финансовая стратегия, расчетливая организация сбыта неизменно способствуют успеху. Постепенно в состав компании вливаются такие оставившие немалый след в автомобилестроительной истории фирмы, как «Белланжер» (Bellanger) и великая в прошлом «Де Дион-Бутон» (De Dion-Bouton; 1927). Даже в годы «Великой депрессии» компании удалось сохранить свои позиции на рынке благодаря производству усовершенствованных небольших автомобилей, доступных широкому кругу покупателей. Седан Peugeot 402 был попыткой сохранить рынок машин среднего класса.
![Peugeot 402](/article/mark/peugeot/files/peugeot_2.jpg)
Во время Второй мировой войны предприятия «Пежо» перешли под контроль «Фольксвагена».
После войны политика фирмы, делающей упор на малолитражные автомобили, удачно вписалась в общие тенденции Европы. Но в 60-е годы, согласно требованиям рынка «Пежо» создает в содружестве с великим кузовным дизайнером Пининфариной новые модели для более требовательного и состоятельного покупателя. В 1963 выпуск модели 403 достиг 1 миллиона. В 1966 году «Пежо» подписывает соглашение с «Рено» об объединении технических ресурсов; к этому соглашению присоединяется и шведский концерн «Вольво». В 1974 «Пежо» объединяется с «Ситроеном» в единый концерн (в объятия «Пежо» вместе с «Ситроеном» попадает и подразделение -«ПанарЛевассор», ныне мировой лидер в производстве бронированных автомобилей), а в 1978 в состав «Пежо» входит «Крайслер Европа», который становится основой отделения Talbot («Толбот»), выпускающего легковые и грузовые автомобили. Сохраняет компания и лидирующее положение на европейском рынке велосипедов и мотоциклов. Предприятия «Пежо» существуют во всех концах света. Компания, сохраняя в гамме своей продукции принесшие ей некогда успех малолитражки, выпускает и такие модели, как Peugeot 406, Xantia («Ксантия»), Citroen Berlingo и др., способные удовлетворить самый взыскательный вкус и несущие в себе обаяние европейской интеллигентности.
Постепенное падение европейских продаж марки Peugeot, отмечавшееся в 2005 г., продолжалось и в 2006-м. Число реализованных машин составило 1 107 тыс. шт., что на 2 % меньше, чем в 2005 г., при этом рыночная доля Peugeot упала с 7,4 % до 7,2 %. Смена руководства компании и экстренные меры по преодолению кризиса к середине 2007 г. немного выправили положение. В условиях падения объема европейского рынка на 0,8 % продажи моделей Peugeot составили 675 тыс. автомобилей, что увеличило рыночную долю до 7,5 %. В значительной мере положительный результат был достигнут благодаря успешному продвижению в Европе нового семейства Peugeot 207. Среди них ожидается версия с гибридным силовым агрегатом, совмещающим дизель и электромотор. Главными новинками 2008 г. считались представители нового семейства 308, обновленные седаны Peugeot 608, а также модернизированные версии моделей 407 и 1007.