«ВАЗ» Тольятти, «Волжский автомобильный завод» Тольятти , российская компания, специализирующаяся на производстве легковых автомобилей марки «Жигули», «Лада» и «Нива» (повышенной проходимости). Штаб-квартира находится в г. Тольятти (Самарская область).
Строительство завода началось в 1967. Совет Министров СССР назначил зам.
министра автомобильной промышленности Полякова В.Н. генеральным директором
строящегося завода,
а главным конструктором ВАЗа Тольятти В.С.Соловьева.
Первая очередь автомобилей, рассчитанная на выпуск 220
тыс. автомашин в год, вступила в строй в 1971.
За основу при выпуске малолитражного с пятиместным кузовом «ВАЗ-2101» был взят
«ФИАТ-124». Мощность четырехцилиндрового двигателя составляла 60 л. с., максимальная скорость - 140 км/ч.
«Жигули» задумывались как народный автомобиль Тольятти, который при сравнительно невысокой цене мог бы насытить «ненасытный» советский рынок. Но конструкторы и заводские инженеры и механики в дальнейшем столкнулись с массой проблем, которые помешали эффективно решать поставленные задачи. Сразу же пришлось отказаться от мысли о доступности автомобиля для рядового человека. С каждой новой моделью цена на «Жигули» значительно росла. Однако задача насыщения рынка в какой-то степени решалась, поскольку товар «ВАЗа» Тольятти отнюдь не залеживался (в конце 70-х годов появились «Жигули» с кузовом «универсал»).
Тем не менее процесс усовершенствования «Жигулей» Тольятти, а затем в 80-е годы
экспортного варианта «Лада» Тольятти никогда не приостанавливался. За советский
период существования был освоен выпуск девяти моделей, среди которых самыми
популярными стали, кроме первой, шестая и с ведущими передними колесами девятая
модели (с 1997 года «шестерку» не выпускают, ее постепенно заменили «десяткой»).
ВАЗ-2102 - пятидверный классический универсал первого семейства, с задней
дверью, открывавшейся вверх, выпускался в 1972-1986 годах.
В свое время он заслуженно получил славу лучшего
друга советского дачника, которая со временем перешла на его преемника в
лице ВАЗ-2104.
В 1972 году АвтоВАЗ Тольятти запустил в производство более мощную версию
Жигулей - ВАЗ-2103, которая многими воспринималась как совершенно
новая, более мощная и комфортабельная модель. Естественно, для абсолютного
большинства населения - гораздо более престижная и дорогая. На деле это была
лишь модификация Люкс;, полностью соответствующая FIAT 124 Speciale
1968 года, конструкцию которой переработали аналогично тому, как базовый FIAT
124 превратился в ВАЗ-2101. Освоение ее производства предусматривалось
соглашением с концерном FIAT несколько позже базовых моделей, а для ее
комплектации предусматривался 1,5-литровый двигатель модели 2103 мощностью 77 л.с.
Когда в 1976 году на заводе в Тольятти освоили производство модели ВАЗ-2106,
которая была переработана для отечественных условий эксплуатации из RAT 124
Speciale образца 1972 года, никто не мог и предположить, что именно она станет
самой популярной и массовой продукцией Волжского автозавода.
Вездеход Нива (ВАЗ 2121/2123/21213/2131) произвел сенсацию на
мировом рынке в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Тогда этот автомобиль
испытывал трудности со сбытом на отечественном рынке. И это при вечном дефиците
легковых автомобилей в бывшем Союзе. В 1980 автомобилю ВАЗ-2121;
присуждена золотая медаль 53-й Международной ярмарки в Познани.
Как некогда шестерка- считалась престижнее, чем ВАЗ-2103, так и
ВАЗ-2107(семерка), выпускаемая с 1982 года, по сравнению с
пятеркой была эксклюзивом в себе.
С конца 1984 года пятиместный универсал ВАЗ-2104 классической компоновки,
относящийся ко второму поколению классики, сменил на конвейере
универсал первого поколения-ВАЗ-2102, но еще год их выпускали
вместе.
Представшая публике в конце 1984 года клиновидная Самара с
трехдверным кузовом хэтчбек стала воистину эпохальным событием не только для
Волжского автозавода, но и для отечественных автолюбителей. Модель ВАЗ-2108
Спутник/Lada Samara положила начало массовому выпуску в стране переднеприводных
легковых автомобилей.
>
В 1987 коллектив Волжского автомобильного завода удостоен приза
Золотой Меркурий за большой вклад в развитие производства и
международного сотрудничества. Эта престижная награда присуждена ВАЗу в третий
раз.
В отличие от своей соплеменницы восьмерки ВАЗ-2109 Спутник/Lada
Samara, который начали продавать с 1987 года, рассматривается как более
солидная машина для семейного человека - сказывается наличие пяти
дверей и, как следствие, менее экспрессивный облик.
Модель ВАЗ-21099 Спутник/Samara Forma это, в сущности, девятка с четырехдверным кузовом седан.
1989 Внешнеторговому объединению АвтоЛАДА присужден
международный приз совета торговых руководителей Трейд Лидерз Клаб
за выход на ведущие позиции в торговле и вклад в развитие национальной
экономики африканских стран.
После распада Советского Союза АвтоВАЗ, как и все остальные отечественные
промышленные гиганты, вступил в полосу полной перестройки своей деятельности.
Кризис оказался затяжным, но к середине 90-х годов АвтоВАЗ сумел переломить
ситуацию и постепенно стал наращивать производство.
Микролитражная ВАЗ-11113 Ока более десятилетия остается самым
дешевым отечественным легковым автомобилем. В свое время ее даже прочили на
роль -народного автомобиля и определяли местом ее производства гигантский
промышленный комплекс в Елабуге, намереваясь покончить с многолетним
автомобильный дефицитом. Но мечты и проекты так и ocтались неисполнимыми, а
столь досаждавшая АвтоBA3y сборка Оки была в середине 1990-х
окончательно передана на заводы СеАЗ (который вошел в состав АвтоВАЗа) и КамАЗ.
На Парижском автосалоне в 1994 году впервые было представлено семейство
десятых автомобилей - ВАЗ-2110. С 1998 года расширяется сборка
пятидверных ВАЗ-2111 - первых вазовских переднеприводных универсалов.
В 1995 Собран 16-миллионный автомобиль Тольятти.
На инвестиционной выставке Технологии из России, проходившей в Риме
в 1996 году, ВАЗ Тольятти представил роторно-поршневой двигатель для малой
авиации. В СКП собран 250-й товарный автомобиль ВАЗ-2110.
В 1997 на автосалоне в Москве состоялась презентация моделей 2120,
2129, длиннобазной Нивы - 2329,
2131 и спортивной модели 21107.
В этом же году общее количество произведенных автомобилей составило 730 тыс. В
ближайшее время предполагается увеличить их выпуск на 18 тыс. штук.
В 1998 году вышел автомобиль ВАЗ-2120 Надежда - полноприводный
семиместный мини-вэн, отличительной особенностью которого является
оригинальный кузов со cдвижной задней правой дверью.
АвтоВАЗ Тольятти предпринимает определенные шаги, чтобы противостоять рыночной
конъюнктуре. В ближайшей перспективе АвтоВАЗа Тольятти совместное производство вместе
с компанией «Адам Опель АГ» новейшей модели «Опель Астра». В настоящее время ВАЗ
Тольятти выпускает более 50% общего количества легковых российских автомобилей.
Госкорпорация «Ростехнологии» и Renault подписали 27 ноября 2009 года
протокол о сотрудничестве в рекапитализации «АВТОВАЗа». Соглашение
предусматривает финансовую помощь «АВТОВАЗу» со стороны РФ в обмен на помощь
Renault в использовании технологий Renault и Nissan.
10 марта 2010 года совет директоров АвтоВАЗа одобрил бизнес-план до 2020 года,
по которому планируется рост производства автомобилей до 1,2 млн штук в год к
концу 2010-х годов, а также инвестиции в предприятие за 2010-2020 годы в
размере до 3 млрд евро.
26 августа 2010 года президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров сообщил, что чистая
прибыль «АВТОВАЗ» за январь-июль 2010 года составила 24 миллиона рублей по РСБУ
против убытка за аналогичный период 2009 года.